Ловить истину и ложь, замечать слабое звено в пылу полемики и оставаться здравомыслящим, ясно осознавать логические ошибки оппонента, знать правила отрицания ложных суждений, строить умозаключения разных моделей и разбивать выстроенные цепочки и схемы...
Уникальная авторская методика позволяет увидеть объективную картину сильных и слабых сторон логического мышления. Использование специальных модельных схем дает возможность найти новые алгоритмы действий, открыть нестандартные формы мышления, выйти за пределы старых шаблонов для решения существующих задач не только в деловых и межличностных коммуникациях, но и профессиональной деятельности.
Продолжительность: 1 день
Цель: освоение базовых понятий для формирования умений видеть ошибки в доводах оппонента, разбивать аргументы, выстраивать стратегическую линию для блокировки и перевода вектора его рассуждений на свою сторону.
Результаты: установление истинности и ложности различных суждений, разделение реальных предметов и идей, изображение логических отношений между понятиями, построение отрицаний ложных суждений различной структуры, оценка правильности умозаключений, способность рассуждать логично и корректно в современном деловом общении.
Ведущая: Ольга Николаевна Приступлюк — Заслуженный учитель РФ, педагогический стаж более 30 лет, преподаватель Института Развития Образования.
Программа тренинга:
1. Диагностика
- Анализ навыков оперирования основными логическими формами мышления.
- Выявление понятий, суждений (высказываний), умозаключений в различных текстах и обоснование своего выбора.
2. Понятие
- Предметы действительности и понятия о них.
- Установление логических отношений между различными понятиями и их изображение с помощью круговых схем.
3. Суждение
- Определение логической структуры простых и сложных суждений (высказываний), суждений с кванторами.
- Построение отрицаний ложных суждений разными способами.
- Обозначение своей позиции и контрпозиции в диалоговом общении.
4. Умозаключение
- Оценка правильности умозаключений.
- Поиск логических ошибок и уловок в рассуждениях.
5. Моделирование
- Построение логических «цепочек» для лево– и правополушарных людей в различных процессах аргументации (переговорах, презентациях, продажах и др.).
6. Повторная диагностика
- Качественная и количественная сравнительная оценка полученных результатов.
- Обозначение индивидуальной траектории развития логического мышления.
Диагностика логического мышления
Семинар "Диагностика логического мышления" открывает серию программ в рубрике "Логика в профессиональной деятельности".
Cпециальные тесты и задания позволяют определить индивидуальные особенности и сильные стороны мышления, выявить пробелы при построении логических рассуждений в процессе переговоров, дискуссий, споров, найти оптимальные пути их устранения, научиться распознавать ложные посылы и уловки со стороны окружающих в деловом и межличностном общении.
Продолжительность: 2 часа
Программа семинара:
- Диагностика. Анализ интуитивных навыков ясного, последовательного и доказательного мышления.
- Распознавание основных форм мышления.
- Изображение логических отношений между понятиями с помощью круговых схем.
- Проверка правильности умозаключений. Выявление логических ошибок.
- Построение отрицаний суждений разными способами. Эквивалентное суждение.
- Повторная диагностика. Сравнительный анализ результатов.
- Обозначение индивидуальных путей развития логического мышления.
- Логические "цепочки" в коммуникациях: телефонные переговоры, презентации, продажи для лево- и правополушарных людей.
Логический квадрат
На семинаре Вы сможете совершенствовать и открывать для себя различные способы моделирования мыслей. Проникать в глубины, тайны, сущность высказываний помогают логические преобразования суждений. Ясность, прозрачность, краткость и точность высказываний достигается специальными логическими упражнениями и тренировкой. Чтобы оставаться интересным собеседником, ценным партнёром, убедительным коммуникатором, - надо уметь за короткое время конструировать высказывания, предельно понятные другим, простые, но разнообразные, обнаруживать и опровергать логические ошибки и уловки в рассуждениях других, моделировать возможные варианты развёртывания процесса аргументации. Наша задача - предельно бережно, органично, обоснованно включать дополнительные логические механизмы в различные коммуникативные процессы.
Продолжительность: 2 часа
Программа семинара:
- Диагностика. Оценка навыка анализа логической структуры суждений, правильности умозаключений.
- Определение вида суждения, его значения истинности. Изображение области высказывания с помощью круговых схем - ключ к полноценному участию в споре, дискуссии, аргументации.
- Установление отношений между суждениями. Логический квадрат.
- Конструирование умозаключений с помощью логического квадрата. Превращения и обращения суждений как путь предотвращения и блокировки логических уловок со стороны оппонента.
- Повторная диагностика. Сравнительный анализ результатов.
Об авторе
Приступлюк Ольга Николаевна – Заслуженный учитель Российской Федерации (1999 год). С 1994 года имеет высшую квалификационную категорию. Активно внедряет деятельностный подход в профессиональной подготовке будущих специалистов: педагогов, юристов, менеджеров. Участвует в различных научно-практических конференциях, конкурсах:
1997 г. «Система самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов», г. Рязань.
1998 г. «Роль логической культуры в профессиональной подготовке учителей начальных классов», г. Рязань.
1999 г. Всероссийский конкурс творческих работ студентов и преподавателей, сборник «Устный счет на уроках математики».
2002 г. «Разработка проекта рекомендаций по организации итоговой государственной аттестации по специальностям среднего педагогического образования», г. Москва.2005 г. «Развивающее обучение на пороге XXI века», городской педагогический марафон «Грани», Рязань.
2007 г. Всероссийский конкурс «Педагогика начальной школы XXI века» (Издательский центр «Вентана – Граф», 1-ое место), г. Москва.2009 г. «Деятельностное обучение по специальности Преподавание в начальных классах», г.Рязань.
Основные направления деятельности: повышение логической культуры.
Образование:
2007 г. Курсы усовершенствования «Теория и методика педагогического исследования» в РОИРО (Рязанский областной институт развития образования).
2006 г. Краткосрочное обучение в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва.2005 г. Краткосрочное обучение «Организационно-педагогические и нормативно-правовые аспекты управления ОУ» в РОИРО.
2003 г. Краткосрочное обучение «Использование современных информационных технологий в преподавании учебных дисциплин СПО» в РОИРО.
1992 г. Курсы усовершенствования «Проблемы методико-математической подготовки учителя начальных классов» в ИПКИР, г. Москва.
1973 – 1978 гг. Рязанский педагогический институт. Специальность: математика и физика. Квалификация: учитель математики и физики средней школы.
Опыт работы в качестве преподавателя и тренера – консультанта:
1978 – 1990 гг. – учитель математики, физики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной воспитательной деятельности.
С 1990 г. – преподаватель математики, методики преподавания математики, логики, менеджмента в РПК (Рязанский педагогический колледж).
С 1999 г. – преподаватель на курсах повышения квалификации в РОИРО (Рязанский областной институт развития образования).
1999г., 2003 г. – публикация книги « Учить мыслить». О некоторых нетрадиционных подходах к изучению новых понятий, вычислительных приемов на уроках математики.
С 2012 г. – преподаватель Сити Класс, Центра развития и восстановления голоса Камертон